комментировал одноклассник мои попытки разобрать автомат Калашникова, упирая его в низ живота.
Надо было уложиться в сорок пять секунд. Но я не спешила – здесь уж в прямом смысле, чтобы людей не насмешить.
Все было смешно и без оружия. На уроках НВП нас заставляли ходить в военной форме. Одежды на мой 42-размер в «Военторге» не было, и, утянутая ремнем юбка 54 размера пузырилась вокруг талии, а рубашка с маркировкой «56» нависала сверху парашютом, зафиксированным на шее галстуком на резинке.
В комплекте обязательно должен был присутствовать зажим для галстука. А иначе: «Ты — труп» — констатировал майор, учитель НВП. И ставил в журнал очередную двойку.
«Ты — труп» — потому что не по форме, «ты — труп» — потому что не справилась с противогазом, который противно пах резиной и был сильно пыльным. «Ты — труп» — потому что не уложилась по времени с автоматом или отстала в строевой подготовке.
В конце концов мой «труп» перестал ходить на уроки начальной военной подготовки в полной уверенности в том, что если война и начнется, то мы не то что строем пройти, но и попрощаться не успеем. И не понадобится автомат разбирать – что он против атомной бомбы?!
С тех пор прошло 30 лет. А окопы роют, и автоматы разбирают, если достались, и форму носят, если она есть.
Прав был майор. Но от всех его уроков в моей памяти только саркастический комментарий одноклассника: «Прикладом в пах!»
Надо заметить, что не одна я, а многие, за исключением тех, кто видел себя военным и собирался в военные ВУЗы, воспринимал уроки, как игру или нечто совсем уж ненужное.
И это при том, что росли мы во времена холодной войны, на больших переменах собирались на митинги, требуя свободу то Анжеле Дэвис, то Леонарду Пелтиеру и убедительно пели о том, что «Чили вновь свободно будет жить» и уж точно «Эль пуэбло унидо хамас сера венсидо».
Уже несколько поколений в России выросло без страха войны.
В 90-е отменили уроки НВП, бомбоубежища переоборудовали в ночные клубы, а в военторги завезли китайскую косметику и турецкие джинсы.
Они ходили строем – это уверенно про нас, тех, кто из совка.
Они свободные, вольно мыслящие, привыкшие общаться и дружить без границ. И в этом счастье – они жили до сих пор так, как мы мечтали.
Сегодня Министерство обороны России поддержало идею о возвращении в школах и техникумах начальной военной подготовки.
Значит, снова война, как Дамоклов меч. Снова политинформации, митинги и уроки «о главном».
То, что для нас было естественным и безоговорочным, с молоком матери пришедшим в наше сознание, в их сознании – настоящий переворот.
Инициативу о возвращении уроков военной подготовки готовы поддержать депутаты Госдумы и представители Совета Федерации.
И уже понятно, что они войдут в школьную программу.
Но кто их будет вести? Тех майоров, прошедших настоящую войну, уже нет. Да и «ты — труп» с сегодняшними подростками не прокатит.
А ситуация гораздо серьезнее, чем была в конце восьмидесятых. И оружие другое, и противник.
Кого бы я сейчас внимательно слушала на таких занятиях, окажись за школьной партой? Однозначно того, кто столкнулся с противником лицом к лицу. Кто рыл окопы, шел в бой, терял друзей, видел смерть не по телевизору. Кто понимает, как «прилетает», куда бежать, как стрелять и из чего.
Желательно, чтобы такие занятия происходили не в школьных тирах (есть ли они вообще), а на стрельбищах, если они сохранились, в условиях, приближенных к полевым.
Практические занятия, на мой взгляд, должны сопровождаться если не политинформацией, то честным рассказом о том, что происходит в мире.
И с этим, как мне кажется, могут возникнуть особые сложности. Потому честно с нами никто не говорит. И мы не находим ответов на огромное количество вопросов. А от детских уйти не получится. Сегодняшняя молодежь поблажки не даст! И в этом опять же ее преимущество перед нами в их годы.
Кроме того, преподаватель, помимо военного опыта, должен иметь хотя бы начальные навыки преподавания или просто общения с обучающимися. Иначе — провал.
Думаю, вопрос о возвращении НВП в школу будет решаться быстро. А успеют ли подготовить базу и кадры – есть сомнение.
Что вы думаете по этому поводу? И какими видите уроки НВП в учебных заведениях?