В последние две недели в администрации города и Парламенте обсуждается вопрос, проводить ли масштабные городские гулянья на Новый год или нет, подсвечивать ли улицы к Рождеству и наряжать ли главную Новогоднюю елку на Дворцовой площади пышно или не очень.
В комментариях под новостями о том, как меняется день ото дня решение властей по этому поводу, мнения самих петербуржцев разделились.
Одни считают, что, безусловно, все деньги, предусмотренные на празднование Нового года, необходимо направить на обмундирование мобилизованных солдат и на помощь армии.
Другие – что праздник, конечно, отменять не надо, но расходы уменьшить стоит. Ту же подсветку использовать с прошлого года, а убранство елки сделать чуть поскромнее.
С одной стороны, не понятно, как можно что-то праздновать – не только Новый год – когда на душе тревога, когда все мысли вместе с солдатами мобилизованы на фронт и сердце болит за каждого из них, даже не родного и не знакомого.
А с другой…
Вспомнилось тут недавно история. В большой очереди к хирургу в поликлинике сидела бабушка. По номерку она должна была попасть к доктору одной из последних. И каждый, чья очередь подходила, пытался уступить ее старушке.
Она раз отказалась, второй, третий. А потом говорит виновато: «Мне вообще к врачу не надо. Я каждый день сюда хожу, чтобы просто с людьми поговорить, чтобы не было так одиноко дома …»
И оказалось, что бабушка в новом районе поселилась недавно. А до этого всю жизнь прожила в комуналке, где всего жили девять семей. Привыкла к соседям, к общению.
«А знаете, какие праздники были! В войну взрослые детям такую елку наряжали! До сих пор помню эти Новые годы – самодельные маски и какие-нибудь вкусности на елке!»
Потрясло меня, конечно, что человек по комуналке скучает. Но еще больше то, что в блокадном Ленинграде голодающие люди умудрялись организовывать детям праздники, такие, что запомнились на долгие годы.
В 2010 году я сама была директором проекта «Рождественская ярмарка» на площади Островского. Помню, какие немыслимые деньги выделялись на оформление не только ярморочного пространства, Невского проспекта, но и всего города.
Эти суммы точно помогут нашим бойцам, а мы точно без этого пира обойдемся.
Но праздник – это, наверное, то, что способно поддержать дух тех, кто в тылу, дать веру в мирное завтра, это то, что нужно детям, которые пока не в силах понять, почему мы все вдруг погрустнели.
Мы же многое можем сами – и елки, и выступления, и украшения улиц – пусть не многомиллионные световые инсталляции.